Как Маргариту превратили в невидимку
| Старую Москву, над которой носится булгаковская ведьма, рисовали полгода. | | |
О тонкостях работы над самым популярным сериалом сезона рассказывает специалист по компьютерным чудесам
Супервайзер визуальных эффектов - так записана в титрах «Мастера и Маргариты» должность Олега Кондратьева. Он - ответственный за все чудеса в телефильме. Он и рассказывает, как делалась компьютерная графика в экранизации Булгакова.
Ялту и Ершалаим нарисовали на компьютере
- Все эффекты, сделанные при помощи компьютера, можно разделить на видимые и невидимые. Что значит «невидимые»? Ну вот, к примеру, в первой же серии Степа Лиходеев попадает из московской квартиры в Ялту. Разумеется, в 1935 году ялтинская набережная выглядела не так, как сейчас. Задача компьютерщиков - убрать современные постройки и нарисовать на их месте другие. В результате в бухте у нас плавают лодочки того времени - полная идиллия. А зритель и не догадывается, что над картинкой-то мы поработали.
То же можно сказать про Ершалаим. Он снимался в Болгарии, где были выстроены декорации огромного дворца, шикарная белая терраса, на которой сидел Понтий Пилат. Проблемы были с задним планом. Там вместо древнего города маячили болгарские домики с антеннами и современными крышами. Понятно, что эту натуру, которая то и дело «лезла» в объектив камеры, нужно было заменить...
Чтобы город выглядел максимально достоверно, мы специально ездили в Израиль, где в одном из храмов есть подробный и очень точный макет Иерусалима времен Иисуса. Мы его изучили, сфотографировали. В итоге все сады, улочки, домики у нас в фильме расположены так же, как были расположены в реальности.
Еще мы рисовали луну, которая всплывала за зарешеченным окном в палате Мастера... Но вот дождь уже рисовать не стали - по-настоящему поливали окошко водой из брандспойта.
- А не проще было и дождь нарисовать?
- Иногда проще. Но у Владимира Бортко был свой взгляд на такие вещи. Он был неумолим в двух вещах: строго следовал тексту Булгакова и считал, что если можно обойтись без компьютера, нужно без него обходиться. Мы создавали только чудеса.
На балу у cатаны гости танцуют в огне
- Как снимался бал у сатаны?
| Ассистенты на съемках сцены были одеты в синее - чтобы потом их можно было стереть из кадра. | |
- В павильоне «Ленфильма» была выстроена декорация каменной лестницы. У Булгакова, как вы помните, она была очень длинной. Нашу лестницу сделали высотой с павильон, однако этого все равно было недостаточно, и ее в несколько раз «вытянули» с помощью компьютера. Один конец этой лестницы упирался в камин, из которого вылетали гробы. Надо сказать, что и камин, и гробы, и даже скелеты были настоящими, не компьютерными... Потом из гробов поднимались прекрасные обнаженные девушки в перьях и бриллиантовых ожерельях. Ну а вот сам момент превращения скелетов в живых гостей бала - это уже, конечно, наших рук дело.
На балу гости танцуют, а из трещин в каменных плитах прорываются языки пламени. Получается, будто они танцуют в огне - очень красиво. Тоже мы поработали.
А начинается все с того, что Маргариту перед балом одевают. Бортко придумал, что это происходит в зеркальной комнате. Героиня облачается в суровый корсет, железные туфли, корону и при этом отражается во множестве зеркал, старых таких, подернутых патиной. Снимали Анну Ковальчук в комнате, затянутой зеленой тканью, с разных сторон восемнадцатью камерами! Затем зеркала и множественные отражения в них дорисовывались. Построить такую комнату в реальности было нельзя: операторы и камеры тоже отражались бы в зеркалах.
Полупрозрачна и свободна!
| Олег Кондратьев - коту Бегемоту: - Не переживай, что неказистый, мы тебя и такого любим! | |
- Что было в вашей работе самым сложным?
- Полет Маргариты. У Булгакова написано: «Невидима и свободна!» Но как показать на экране невидимку? Мы долго искали решение, а потом сошлись на том, чтобы сделать ее полупрозрачной. То есть голову и контуры тела видно, а все остальное просвечивает.
Приблизительно в течение полумесяца по нескольку часов в день в синем павильоне обнаженная Анна Ковальчук висела на тросах, качалась на специальных приспособлениях. А московские улицы, фонари, дома, мимо которых пролетает Маргарита, мы пририсовывали к этим отснятым кадрам почти полгода!
Наталья ВОЛОШИНА
Фотографии предоставлены студией Trigraph.
ТЕЛЕЦИФРА
Больше всего сериалом интересуются в Москве
Первые московские рейтинги «Мастера и Маргариты» были уникальными. Напомним, 58,5% зрителей, смотревших в это время телевизор, следили за событиями в сериале. А вот за пределами столицы, в целом по России, две первые серии фильма прошли с меньшим успехом: доля смотревших равнялась 47,1% (хотя цифра все равно впечатляющая).
Второй день показа сериала в Москве прошел с долей 49,8%. То есть около 9% зрителей удовлетворили свое любопытство просмотром первых двух серий и больше смотреть «Мастера и Маргариту» не стали. И это тоже закономерно: обычно самые высокие рейтинги сериалы собирают в первый день показа, а затем цифры становятся меньше.
| Вокруг Кирилла Лаврова (Прокуратора) - сплошная бутафория. | |
Понтий Пилат живет в картонном дворце
Создателям сериала не удалось избежать ляпов и неточностей на экране
Американский кот был бы «золотым»
Пожалуй, главный прокол «Мастера и Маргариты» - это кот Бегемот. Живости в этом черном комбинезоне, сшитом из плохого - не искусственного, а прямо-таки противоестественного! - меха и увенчанном башкой с усами - ноль, а обаяния - вообще минус один. Бросается в глаза и то, что камера этого кота прямо-таки боится. Вот сидит на сцене московского варьете Воланд - Басилашвили, и кот по соседству примостился на стуле. Камера мигом на черное чудище наехала - и нырк скорее в сторону. Понятно, что оператор старался лишний раз Бегемота в кадр не брать. Обозначил присутствие - и ладно. Кстати, американцы готовы были по заказу русских сделать в Голливуде другую куклу - куда более правдоподобную. Но, увы, этот голливудский Бегемот сожрал бы половину бюджета сериала, и на коте просто сэкономили, заказав мохнатого истукана московской фирме, которая, кстати, работала на «Ночном Дозоре».
Берлиоз с Бездомным не парились, а прохлаждались
Бросается в глаза и такая несостыковка. В романе в сцене на Патриарших прудах Берлиоз и Бездомный изнывают от зноя. В кадре же никакого подобия описанной Булгаковым чудовищной жары. Видно, что на дворе вполне прохладно, в такую погоду люди не бросаются к продавщице воды, как к последней надежде. И непонятно, почему собственно Галкин и Адабашьян в кадре так старательно источали бутафорский пот.
Красные штаны и кровавый подбой
Та же история со сценой у Понтия Пилата. «Утренний безжалостный ершалаимский солнцепек» во дворце Пилата не удался. Более того, от стен дворца прокуратора Иудеи ощутимо веет бутафорией. И птички здесь не поют, и деревья не растут, а «мрамор» дворцовых колонн подозрительно не блестит на солнце, потому что дворец - совершенно очевидно - картонный. А еще обидно за Кирилла Юрьевича Лаврова: красные штаны его Понтия Пилата сливаются по цвету с кровавым подбоем настолько, что лишают тело его законной нижней половины.
Люди, вы где?
Ну а над тем, чтобы в булгаковской Москве шла хоть какая-нибудь жизнь, авторы фильма вообще решили не заботиться. Например, в третьей серии «Мастера и Маргариты» в варьете стоит очередь. На улице. Актеры дружно выстроились друг за другом, но за всю сцену ни один человек не прошел мимо! Может, просто статистов на съемках не хватало?
"Комсомольская правда"